брусчатка гранитная
18.10.2023

Зависимость материалов для мощения от пассажиропотока

Одной из важнейших проблем любых проектов, связанных с созданием тех или иных горизонтальных покрытий, является необходимость правильного подбора материалов для этих целей. Очевидно, что для высокоскоростных автострад в настоящий момент почти нет конкурентов у битумно-асфальтовых смесей. В складских полах обычно комбинируют бетон и полимер. В зданиях с малой посещаемостью в основном используют цементные составы. Однако там, где интенсивность перемещения людей высока, применяются только гранитные плиты (либо сходные с ними плиты мощения габбро).

Интенсивность пассажиропотока

Чтобы понять, почему именно камень является в данном случае практически безальтернативным, необходимо начать с сущности интенсивности пассажиропотока. Причем не самого по себе – а в неразрывной связи с его воздействием на поверхность. Прежде всего, такое воздействие является двухкомпонентным, включая:

  • ударный компонент (металлические набойки на женских каблуках);
  • абразивный компонент (скольжение плоских каучуковых подошв, нередко с крупинками застрявшего песка или мелкой гравийной крошки).

В результате материал покрытия изнашивается тем больше, чем выше число проходящих по нему людей. В этих случаях эксплуатационные возможности наиболее известных материалов составляют:

  • ламинат и доска из массива (не более 150 тыс. чел. в год);
  • мраморная плитка (около 400 тыс. чел. в год);
  • цементно-полимерные составы (600 тыс. – 1 млн. чел. в год);
  • плиты мощения из гранита (4 – 10 млн. чел. в год);
  • плитка из габбро-диабаза (12 млн. и более чел. в год).

По этой причине первые могут укладываться только в квартирах и офисах. Вторые – в общественных зданиях, для которых не характерна запредельно высокая посещаемость (рестораны, административные здания, мемориалы). Третьи – в жилых многоквартирных домах, больницах, в складских отделах магазинов. Однако на вокзалах, в аэропортах, оживленных подземных переходах, популярных пешеходных зонах и особенно на станциях метро интенсивность пассажиропотока значительно превосходит эти показатели – достигая 5 и даже 10 млн. чел. в год. Очевидно, что никакой другой материал, кроме плит из наиболее твердых горных пород (классический гранит, черный гранит габбро, лабрадорит) для таких мест не подходит.

Другие решения для значительной поверхностной нагрузки

Интересно, что покрытие из природного камня может служить наиболее эффективным решением и в другом случае – когда плитку заменяет обычная дорожная (серая или черная) брусчатка, а поток людей – такое же, хотя и менее интенсивное, движение тяжелого транспорта. Обычно это происходит на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных дорогах, преимущественными видами курсирующего транспорта на которых являются грузовики, специальная строительная или военная техника. Вес таких машин может доходить до 20, 40, 60 и более тонн – и никакой бетон (не говоря уже об асфальте) не выдержит более нескольких месяцев удары металлических гусениц экскаваторов или траков танков.

Брусчатому же покрытию такие нагрузки не страшны – лучим примером чего может служить Красная площадь столицы, десятилетиями принимающая парады военной техники на Праздник Победы.

Перспективы замены гранита на другие материалы

Может ли заменить гранит и габбро-диабаз в таких местах какой-либо другой материал? В перспективе – может, хотя пока глобальных конкурентов природному камню не просматривается. Теоретически, ближе всех в этом отношении стоит так называемый керамогранит, представляющий собой особым образом спрессованную и обожженную глину. Однако главным его недостатком является однообразие расцветок (при конкурировании с натуральной плиткой) и слишком высокая цена (в сравнении с брусчаткой). Еще менее вероятен скорый переход на сверхпрочные цветные бетоны и композитные панели – стоимость которых и вовсе в 7-10 раз выше, чем у природного камня.

версия для компьютеров