09.01.2024

Тротуарное покрытие из камня – правила и запреты

Общемировая тенденция заботы об экологической безопасности оказала значительное влияние на рост производства гранита. Причиной тому, прежде всего, стал массовый отказ от асфальта –   везде, где существовала возможность его замены на камень.

Во-первых, это сказалось на выборе материалов для тротуаров и пешеходных зон (заливка которых асфальтом была быстрой и дешевой, но приводящей к огромному ежегодному объему испаряющихся канцерогенов – в то время как гранитные плиты для мощения полностью исключали эту проблему). Во-вторых, произошел возврат к практике мощения гранитом и габбро не скоростных дорог (идеальным покрытием для которых стала обычная и черная брусчатка). Наконец, природный камень составил серьезную конкуренцию бетону (поскольку натуральная плитка габбро хотя и не отличалась в плане экологичности от бетонной, но на порядок превосходила последнюю прочностью, устойчивостью к непогоде, долговечностью и, разумеется, красотой).

Укладка каменного покрытия

В то же время массовое внедрение гранитных покрытий потребовало принципиально иначе подходить к процессу их укладки. Подобная технология была разработана еще древними римлянами (дороги которых сохранились и по сей день, несмотря на 2000-летний возраст). Однако уже в XXI веке к ее неукоснительному соблюдению нередко подходят «спустя рукава» — в результате чего превосходные плиты мощения габбро начинают расползаться, идти «волнами», а тротуарное покрытие приходится переделывать.

Какие же правила укладки необходимо соблюдать, чтобы пешеходная зона служила верой и правдой без постоянных ремонтов? Набор таких действий достаточно прост, и включает в себя следующие операции.

  1. Подготовка земляного «корыта». Для этого под будущее покрытие из плит, которые изготовил гранитный завод, роется неглубокий котлован (глубина – в зависимости от предполагаемой интенсивности перемещения людей – от 30 до 40 см). Его дно тщательно выравнивается по горизонтали с помощью строительных уровней и плотно трамбуется.
  2. Установка бордюров. Производится на небольшой слой жидкого бетона вплотную к краям подготовленного «корыта». Бордюры ГП устанавливаются встык, с небольшим промежутком порядка 0,5 — 1 см для заливки в них того же бетонного раствора.
  3. После «схватывания» такого ограничителя в котлован засыпается слой гранитного щебня (толщина – около 10-15 см) и тоже тщательно трамбуется специальными катками.
  4. Следующим слоем аналогичной высоты насыпается песок – вновь трамбуемый и смачиваемый водой, после чего трамбовка повторяется.
  5. Лишь после этого наступает черед укладки каменных элементов, выкладываемых по таким же принципам, как и полнопиленая брусчатка (с обязательным отслеживанием соблюдения строгой горизонтальности).
  6. В промежутки между плитами мощения засыпается сухой песок, через определенное время обильно поливаемый водой с целью засыпки следующей порции.

Только такое, по всем правилам уложенное покрытие, не позволит тротуару расползаться или неравномерно проседать.

Чего делать нельзя?

Наиболее распространенными (и, к сожалению, пока довольно массовыми) нарушениями являются:

  • пренебрежение правилами обустройства земляного «корыта» (неровные стенки и рыхлое дно);
  • игнорирование трамбовки каждого слоя оборудованием соответствующего веса;
  • нарушение температурных и влажностных условий, при которых допускается укладка покрытия (выполнение работ при отрицательных температурах, засыпка гравийно-песчаной «подложки» в воду, грязь или снег);
  • неправильная или неаккуратная установка бордюров;
  • отсутствие предварительных замеров ширины покрытия, которая должна соответствовать целому числу укладываемых элементов с учетом толщины стыковых швов);
  • отсутствие выверки строгой горизонтальности укладываемых плит.

версия для компьютеров