+7 (495) 410-70-60
НАВИГАЦИЯ

Российский и зарубежный рынок гранита – сходства и отличия

Российский и зарубежный рынок гранита – сходства и отличия 11.10.2019

Российский и зарубежный рынок гранита – сходства и отличия

Стремление сделать окружающую среду максимально комфортной для проживания превратилось в одну их самых характерных черт XXI столетия. В немалой степени это поспособствовало и возрождающейся популярности натурального камня. Несмотря на сравнительно высокую стоимость, плиты мощения из габбро стали все чаще заменять асфальт на тротуарах городов, каменные столешницы – вытеснять из обихода канцерогенный пластик, а фасадный гранит – привычную еще со времен СССР штукатурку. Тем не менее, российский рынок гранита пока находится только в начале своего пути к массовому применению – в то время как в Европе, США или Японии он давно является высокоразвитой отраслью с оборотом в десятки миллиардов долларов.

Отечественные и зарубежные стандарты

Что еще, помимо уровня потребления, отличает рынки натурального камня у нас и за рубежом? Прежде всего – стандарты производства гранита. В России они пока уступают испанским или итальянским, но уже намного опережающие китайские или индийские.

Прежде всего, мы наконец-то отошли от старых, еще советских ГОСТов конца 1980-х годов, по своим требованиям к продукции из природного камня давно не соответствовавших ни современному уровню технологий, ни потребительским ожиданиям клиентов. Новые госстандарты в несколько раз уменьшили допустимые отклонения, кардинально расширили описательную базу и, в результате, максимально приблизились к международным показателям. Итогом стало принятие

  • ГОСТа 9479 (2011 год);
  • ГОСТов 9480, 23342 и 32018 (2012 год),
  • по «высоте планки» предельно близкие к техническим регламентам США и ЕС, а именно:
  • EN 2958:2003 (плиты мощения из гранита и прочих пород натурального камня, применяющихся в качестве элементов лестничных ступеней и напольных покрытий);
  • EN 12057:2004 (модульные плиты из аналогичных природных материалов);
  • EN 1469:2004 (облицовочная плитка из габбро-диабаза, гранита, песчаника, известняка и др. нерудных материалов);

 

Технологии добычи и обработки. Влияние на цены

Как известно, во всем мире ныне превалируют три основных метода добычи твердых пород:

  • направленный взрыв (высокоскоростной и сопровождающийся наименьшими затратами, но применяющийся только для получения продукции низкой степени передела – бутового камня, щебня, дорожной серой и черной брусчатки и т.д.);
  • гидравлическая и пневматическая декомпрессия, при которой порода раскалывается под воздействием закачивания в пробуренные шурфы воздуха либо воды;
  • резка канатами и пилами с алмазным напылением – самый дорогостоящий метод, используемый для особо ценных декоративных пород с целью дальнейшего изготовления изделий premium-класса.

Первый вариант добычи преобладает на развивающихся рынках, поставляющих на экспорт в основном дешевое сырье. Второй максимально распространен в России, Китае и Европе, как оптимальный по соотношению цена/качество товарных блоков. Третий даже в Италии, Испании или Финляндии применяется лишь в 10-15% случаев, но полностью окупается при поставках элитным клиентам.

Схожая ситуация наблюдается и в камнеобработке. Нецелесообразность масштабного перехода на инновационные технологии (не столько из-за их покупки для гранитных заводов, сколько из-за проблемы сбыта большого объема дорогостоящей продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке) привела:

  • к максимальному их сосредоточению в наиболее богатых странах-производителях;
  • к минимальному уровню – в бедных.

Очевидно, что по вышеописанным причинам, например, китайский или индийский гранит (и прежде всего элитные изделия из них) обходятся в среднем вдвое дешевле, чем произведенные пусть и более качественно, но гораздо дороже в европейских странах. При этом Россия (благодаря удешевлению рубля относительно евро, юаня и рупии) занимает здесь особую позицию – производя продукцию даже дешевле китайской, но по качеству приближающуюся к европейской.

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]