брусчатка габбро
23.03.2024

Позитивные тренды итальянского гранитного рынка

После некоторого падения в 2013 и 2014 годах производство гранита в России стало вновь демонстрировать устойчивый рост. Правда, львиная доля изделий и стройматериалов, произведенных отечественными предприятиями за 1,5 года после спада, традиционно пришлась на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Тем не менее, резко возросшее качество российской продукции, особенно произведенной из лучшего черного гранита габбро с месторождений Мурманской области, уже было по достоинству оценено некоторыми зарубежными покупателями стран восточной Европы и Скандинавии. В связи с этим, интерес для нас стала представлять ситуация с экспортом крупнейших потенциальных конкурентов на мировом и европейском рынках. И главным из них – прежде всего в Европе, несомненно, является Италия.

Итальянский экспорт 2016 в страны ЕС

После аналогичного, небольшого периода стагнации итальянской каменной отрасли (не затронувшей несколько лет назад разве что Китай) поступили положительные данные по экспорту природного камня из Италии, недавно опубликованные известнейшим институтом IMM Carrara. Согласно данным национального центра статистики Италии, которые обработали специалисты института, за 6 месяцев текущего года объемы экспорта таких изделий, как:

и в тоннаже, и в денежном эквиваленте выросли. Менее оптимистичными оказались лишь показатели экспорта готовых изделий из травертина (сектор рынка, стремительно захватываемый Турцией) и мрамора (где «постаралась» Испания, владеющая крупнейшими в мире запасами этого камня).
За январь-июнь 2016 года итальянцы экспортировали более 1,6 млн. тонн природного гранита (необработанных материалов и готовых изделий) общей стоимостью около 657 000 000 евро, что составило прирост 4,9% в объемах и 10,5% в стоимости в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Любопытно, что элитная брусчатка для внутреннего рынка у мирового каменного гранда была произведена в объеме всего лишь 600 000 м2 – менее, чем за тот же период в России.

Анализ направлений итальянского экспорта показывает, что заслуги в росте принадлежат главным образом импортерам Германии, Франции, Австрии, а также Польши. Иначе говоря, не пересекаясь с потенциальными направлениями экспорта российского камня, ориентированного в Европе больше на Скандинавию, а также Францию и Великобританию (пусть пока и в небольших объемах и в основном за счет низкой цены, которой способствует доставка морским путем). К тому же, в отличие от классических гранитов, поставлять на мировой рынок плитку габбро, а также слябы из лучшего на сегодняшний день камня российской добычи – габбро диабаза – практически некому.

Экспорт за пределы Европы

Соединенные Штаты – один из крупнейших партнеров Италии на рынке природного камня – продемонстрировали сравнительно малый рост объема спроса, впрочем, компенсированного совокупной стоимостью экспорта. За отчетный период американцы импортировали итальянских гранитов на 5,1% больше в сравнении с таким же периодом прошлого года, но общая сумма закупок составила почти 88 000 000 евро.
Аналогичной получилась ситуация с экспортом Италии и в страны Ближнего Востока, где главными покупателями уже традиционно стали Катар и Саудовская Аравия. Наконец, крупнейшими импортерами оказались Индия (по сырью) и испытывающий огромный «гранитный голод» Китай (и по сырью, и по готовым изделиям), скупающий более 30% всех гранитов на планете. В итоге Италия удержала свое 2-е место общемирового экспортера – однако, по оценкам специалистов, в случае отмены торговых ограничений новым индийским правительством, рискует в ближайшем будущем вновь опуститься на 3-е.

версия для компьютеров