+7 (495) 410-70-60
НАВИГАЦИЯ

Первые гранитные набережные России

Первые гранитные набережные России 15.05.2019

Первые гранитные набережные России

Впервые укрепление берегов рек на участках, расположенных в пределах городов, начало практиковаться еще в Древнем Риме. Однако дальше вбивания в дно Тибра деревянных свай, укрепленных огромными глыбами, дело не шло. В средневековой Европе, а затем и в России ситуация была схожей, и единственным материалом для обшивки береговых склонов на протяжении столетий было дерево. «Первооткрывателем» перехода на камень предсказуемо стал город Петра. Правда, случилось это уже после смерти великого царя, во времена правления Екатерины II – издавшей высочайший указ «О долженствующем каменном построении города Санкт-Петербурга,  столице великой Державы соответствующем».

Набережные Невы

В указе императрицы была упомянута и Москва – но с облицовкой набережных Москвы-реки тогда не сложилось. В первую очередь, по причине ее маловодности – ведь по объему проносимой за сутки воды она в 30 раз уступала парижской Сене, в 90 – киевскому Днепру и в 350 – питерской Неве в пределах этих городов.

На тот момент – в начале 1760-х – набережные были деревянными, и быстро гниющее дерево приходилось часто менять. В то же время центральная часть города была буквально усеяна дворцами, в том числе возведенным в 1762-м Зимним. Поэтому первая набережная из камня появилась именно напротив него, созданная специально приглашенным для строительства архитектором Фельтеном. Несмотря на то, что на качественно обтесанные гранитные плиты цена в те времена была заоблачной – государство денег не пожалело, и в течении считанного количества лет несколько километров набережных Невы было заковано в камень. Далее облицовка гранитными плитами берегов продолжилась вверх по течению, и в ближайшие два десятилетия не останавливалась ни на один день. Стройка была невероятно тяжелой – особенно в местах, где береговую линию приходилось выравнивать засыпкой десятков тысяч тонн грунта. Тем не менее, работы были выполнены в срок – причем, из-за опасности наводнений,  гранитные скаты поднимались порою на очень значительную высоту. Кроме того, на всем своем протяжении набережные снабжались оборудованными спусками к оригинальным, выполненным в овальной форме, причалам (ныне являющихся одними из любимейших мест романтически настроенных пар).

Набережные и мосты притоков Невы

Но на этом императрица не остановилась, и архитектурное изменение облика Петербурга продолжилось постройкой мостов через притоки Невы — выполненных в виде изогнутых арок и соединяющих сегодня, например, различные здания Эрмитажа. Параллельно соседствующие с речками и каналами (Фонтанкой, Мойкой, Зимней и Лебяжьей) улицы покрывала гранитная брусчатка, а также, брусчатка габбро – поскольку именно этими породами был особенно богат северный край. И, наконец, берега этих речушек также оказались облицованы гранитом, после чего Петербург превратился без преувеличения в самый «каменный» город Европы.

Санкт-Петербург и Москва сегодня

Без великолепных, высоких и прочных набережных, мостиков и мощеных брусчаткой покрытий немыслимо представить себе и современный Санкт-Петербург. К тому же к граниту набережных и мостовых добавились множество выстроенных позже каменных зданий и, конечно же, знаменитая статуя Петра.

А что же Москва? По пути своего северного собрата нынешняя столица по-настоящему начала идти лишь в 1933-м. И всего за 5 с «хвостиком» лет – до 1938-го, плитами из крепчайших гранитных пород было облицовано почти 70 километров московских набережных. При этом цветовые гаммы использованного камня, в сравнении с городом на Неве, оказались более разнообразны. Уже советские инженеры и строители применили фасадный гранит не только светло-серый, но и с голубоватым и розовым оттенками.

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]