12.01.2024

Одно из чудес древнего мира – дорога инков в Южной Америке

Одни из самых древних и загадочных мощеных дорог в мире – это сеть Кхапак-Ньан или «Великая дорога инков», которая охватывает огромные территории в Южной Америке. Общая протяженность этих дорог – более 30 000 километров, причем они пересекают в разных направлениях пустыни, горы, глубокие ущелья и широкие реки, где построены навесные ступенчатые мосты, которыми пользуются еще и сегодня. Вам уже интересно?

Конечно, что интересно! Строили эти дороги многие тысячелетия представители индейской цивилизации инков. Прекратилось строительство только, когда на континент в XVI веке приплыли конкистадоры и практически уничтожили цивилизацию инков. Центром региона, по которому пролегают дороги инков – город Куско, с которым рядом расположено огромнейшее плато с нанесенными огромными – в несколько километров изображениями животных и птиц. Все они смотрят в сторону Куско. Ученые считают, что это что-то типа древнего аэродрома или космодрома, ведь изображения животных можно различить только с большой высоты.

Особенности дороги инков

Для строительства дорог инками использовалась колотая брусчатка, которую изготовляли скалыванием одной из граней булыжника из гранита, габбро и местной породы камня – красного гранита «сьерра чика». Причем, качество эта брусчатка имела очень высокое – за тысячи лет она ушла местами в землю наполовину, но мощение практически не пострадало – камни точно также близко стоят рядом друг с другом, что местами даже невозможно засунуть лезвие бритвы.

Основная дорога тянется от Куско до города Кито, который сейчас является столицей Эквадора. Вторая, протяженностью 5300 километров – идет вдоль побережья от Аргентины до юга Чили. Между собой они связаны более узкими мощеными проездными путями (хотя инки колеса не знали), которые связывают все крупные населенные пункты между собой. Местами ширина дороги достигает 16 метров! А от основных путей расходится паутинка дорог до каждого населенного пункта, а также, к огромным храмовым комплексам, которые у инков были вынесены за пределы города, в горы, на высоту более 5000 м над морем. Средняя ширина дорог – 7,3 метра.

Каждая дорога инков имела свое название – имя, как говорят потомки индейцев. Периодически в мощение вкраплена брусчатка или плита мощения, на которой значками нанесено название дороги. На перекрестках таких камней 4, которые указывают какая из дорог в какую сторону продолжается. Есть дорога под названием Горная, есть дорога Покорения, есть Жертвенная и т.п.

Наибольшее впечатление на испанских завоевателей на открытом континенте произвела именно дорога инков. Она имела вид очень ухоженной мостовой с бордюрным камнем, как в лучших городах Европы. В городах и поселениях использовалась брусчатка размерами около 150х150 мм, а на дорогах в основном – гранитные плиты мощения. Дорожные бордюры были как в городах, так и в пустынной местности, также всюду имелись дренажные сливы, над болотами  идущие по построенным дамбам. На  крутых горных склонах дороги выполнены в форме лестниц из тесаных плит мощения. Здесь дороги суживаются до 3 метров, а через реки и ущелья строились подвесные мосты шириной в 1 метр. Через джунгли мощение дорог также суживается, но сделано так качественно, что через камни не прорастают даже тропические растения. В каменистых пустынях мощение не делали, но дорога обозначена специальными столбами, которые видно минимум 3 штуки одновременно, чтобы путник не сбился с пути. А в тех районах, где возделывались поля, вдоль дорог построены заборы высотой около метра – чтобы путники и скот не уничтожали посевы. Вдоль всех дорог на одинаковом расстоянии в 2 лигу (около 7,3 км) размещены каменные столбы-маркеры. А также периодически – на расстоянии в световой день пути – места для отдыха. Самое интересное, что дорогами инков активно пользуются и сейчас.

версия для компьютеров