04.02.2024

Лидеры мирового рынка натурального камня — Италия

Несмотря на появление в последние полвека множества искусственных имитаций под натуральный камень – природные гранит, габбро диабаз, мрамор, травертин, лабрадор и прочие минералы стойко «держат удар» и демонстрируют стабильный ежегодный рост как добычи, так и продаж практически по всему миру. К концу 2014 года потребление всех видов натурального камня перевалило за 1 млрд. м2, что является лучшим доказательством его высоких конкурентных качеств. Прежде всего заключающихся в уникальной долговечности, механической и химической стойкости, экологической чистоте и особой визуальной привлекательности. Кроме того, на этапе продажи, будучи относительно дорогим материалом, уже спустя 10-15 лет его дешевизна в эксплуатации наверстывает упущенное, и в конечном итоге приобретение оказывается выгодным.

История восхождения

Италию можно назвать единственной на планете страной, сохранявшей лидерство в одной определенной отрасли (в данном случае – добыче и производстве стройматериалов и изделий из природного камня) на протяжении более 2000 лет. История ее восхождения началась ещё во времена Древнего Рима – поскольку инженерам и строителям этой империи очень долго не было равных как в количестве, так и в качестве проложенных дорог и построенных каменных зданий даже после распада государства. А знаменитая Аппиева дорога, которую покрыла пережившая тысячелетия каменная брусчатка, цена которой обошлась Риму в баснословную по тем временам сумму 109 тысяч сестерциев, и поныне напоминает миру о былом итальянском величии. Впрочем, Италия укрепила свое лидерство в роли главной камнедобывающей державы и в средневековье, опередив ненадолго вырвавшихся на главенствующие позиции во времена расцвета Османской империи арабские страны.

Ситуация на сегодня

В последние годы много слов было сказано о том, что Китай потеснил бессменного лидера Италию с первого места ТОП списка стран по камнедобыче. Но «хоронить» итальянцев рано – поскольку по всем остальным показателям (разведанным запасам минералов в пределах и за пределами страны, запатентованным торговым маркам, производству и продаже готовых конечных изделий) равных апеннинцам пока не наблюдается. Компании же Поднебесной пока довольствуются лидерством в поставке на мировой рынок прежде всего таких стройматериалов, как плиты мощения и брусчатка гранитная, цена на которые за м2 у китайцев традиционно очень низки. Кроме того, Италии по-прежнему принадлежит треть мировых запасов мрамора и десятая часть гранитов (уступая в первом только Турции, а во втором Испании, которые пока не могут составить конкуренцию итальянцам в доле продаж на рынке, и потому не опасны).

Значимым для отрасли является и мощное присутствие представительств итальянских компаний за рубежом – в том же одном только Китае их насчитывается более 4000. К тому же более 80% итальянских изделий из натурального камня поставляется на рынки США и Европейского Союза, где низкой цене (чем берет Китай и Бразилия) по-прежнему предпочитают высокое качество.

Перспективы

Единственное, что серьезно угрожает второму (а во многом и первому) месту Италии в списке ТОП-5 стран-экспортеров натурального камня – это угроза потери двух своих крупнейших поставщиков сырья: Бразилии и Индии. Особенно актуально это в отношении последней – поднявшейся на третье место в мировом рейтинге и потому резко увеличившей потребление камня на внутреннем рынке. Таким образом, в обозримом будущем позиции лидера итальянцы предсказуемо собираются отстаивать дальнейшим расширением ассортимента конечной продукции, одновременно с еще большим совершенствованием ее качества.

Придерживаются мнения о сохранении Италией своих позиций и специалисты – в один голос утверждающие, что даже без импортируемого сырья страна может остаться как минимум в ТОП-3 еще на протяжении, по крайней мере, десятка лет.

версия для компьютеров