04.12.2023

Компенсационные швы для покрытий из камня

В помещениях, не подвергающихся температурным перепадам, плиты каменных полов укладываются вплотную как друг к другу, так и к стенам (разумеется, при наличии надлежащей основы, гасящей возможные вибрации). Такая укладка позволительна по той простой причине, что, в отличие от дерева, натуральный камень имеет в сотни раз более высокий показатель прочности и сопротивления на сжатие или растяжение. Но каменные плиты мощения или брусчатка тротуарная – не говоря уже о дорожной – лишены столь идеальных условий в эксплуатации. В результате, уложенный вплотную камень любой твердости, при отсутствии специально созданных компенсационных швов в самом ближайшем будущем растрескается – либо из-за вибраций, вызванных движущимся транспортом, либо из-за сезонных температурных деформаций.

Расположение компенсационных швов

Место и частота расположения компенсаторных зазоров зависит от множества факторов – прежде всего, от величины предполагаемых механических нагрузок на покрытие, максимальной «вилки» температурных перепадов и коэффициента сжатия той или иной породы камня. Для брусчатых покрытий (независимо от их ширины) компенсационные швы фактически необходимы лишь в местах прилегания крайних элементов к бордюрам. Причина этого очевидна – у любого типа брусчатки (будь это брусчатка гранитная пилено колотая или, тем более, обычная брусчатка гранитная колотая) роль внутренних компенсационных швов покрытия играют промежутки между отдельными элементами, засыпанные песком. А, поскольку продольные размеры таких камней не превышают 200 мм, беспокоиться о возникновении в минерале линий внутренних напряжений при цикле нагрева/остывания не стоит. Другое дело – поверхность из отшлифованных по всем граням каменных плит. В этом случае максимально расстояние между соседними компенсационными швами в покрытии не должно превышать 7 метров (и даже 4 метров, если плиты уложены в местах с чрезмерным нагревом поверхности от солнца в летний период – например, от стеклянной крыши). Аналогичным образом должны быть обустроены швы в местах примыкания камня к архитектурным элементам – фонарным столбам, лестницам, стенам и т.д.

При этом:

  • ширина компенсаторного шва не должна изменяться на всем его протяжении и составлять не менее 6 мм;
  • глубина шва должна совпадать с высотой всех твердых слоев покрытия (включая «подушку»);
  • швы должны быть заполнены эластичным материалом с высоким коэффициентом сжатия.

Материалы для заполнения

Как было отмечено выше, если материалом для покрытия служит  брусчатка габбро  или плиты мощения габбро – независимо от ее типа и от производителя – в качестве заполнителя внутренних швов используется обычный песок. Компенсаторный шов по периметру дороги или тротуара в нашей стране также заполняется песком, но в европейских странах применяется уже резиново-полимерная полоса. В России же полистирен, пробка или иные эластики используются только при укладке плиткой. В целом же, заполнение компенсационных швов у нас выполняется тем более аккуратно, чем выше стоимость покрытия. Очевидно, что для каменных полов из дорогого гранита или мрамора в вестибюлях ресторанов, отелей и/или административных зданий она максимальна – и в этих случаях эксплуатационные качества наполнителей соединяются ещё и с их декоративными свойствами.

Среди наиболее распространенных компенсаторов можно назвать специализированные пластичные профили из поливинилхлорида и обычного или металлизированного неопрена (продаваемые в барабанах). А также  полиуретановые и силиконовые уплотняющие вещества (выпускаемые в баллонах). И первые, и вторые подбираются под характер обработки поверхности каменного покрытия, его цветовую гамму и при установке практически незаметны.

Процесс заполнения компенсационных швов настоятельно рекомендуется производить прямо в процессе укладки покрытия – а не после его окончания.

версия для компьютеров