02.01.2024

Как китайский гранит захватывает мировой рынок

Вплоть до конца 20 века на мировом каменном рынке Китай практически отсутствовал. Старейшие гранитные карьеры Поднебесной (в том числе знаменитый Shanxy Black, поставляющий одноименный черный гранит) появились в конце 1990-х, однако общая добыча страны не превышала 80-100 тыс.тонн, что соответствовало месту в третьем десятке мировых производителей. Однако уже к 2005 году китайские граниты, доломиты и базальты буквально наводнили собой экспортные торговые площадки, а еще спустя 4 года экономический гигант стал ТОП-1 на планете с совокупной ежегодной поставкой камня в 5 млн. тонн.

Динамика роста

Консалтинговая компания IMM Carrara (одна из крупнейших в мире организаций, занимающихся исследованиями международного рынка минералов) провела анализ динамики роста китайской каменной отрасли в период с 2000 по 2015 год – и получила следующие результаты:

  • 2000 – 2004 г.г. – темпы роста собственной камнедобычи в Поднебесной составляли 12-15% в год (при среднемировых – 6-7%);
  • 2004 – 2008 г.г. – ежегодный рост экспорта составлял 17-20% (в т.ч. за счет массовой закупки блочного сырья в Индии, Бразилии, Анголе, Зимбабве и, отчасти, ЮАР и производства из него готовой продукции);
  • 2008 – 2011 г.г. – резкий рост темпов поставок до 30% в год (за счет удачного использования бушевавшего мирового кризиса, сопровождавшегося падением производства гранитов и мраморов в Италии, Испании и Турции); подъем с 12-го на 2-е место в «мировой табели о рангах»;
  • 2011 – 2015 г.г. – выход на 1-е место (как в экспорте, так и в импорте натурального камня), с долей в 25% международного рынка, опережая в 2 раза Италию, 2,5 раза – Индию, 4 раза – Бразилию и Испанию и в 6 раз – Финляндию и Турцию.

Импорт и экспорт

На сегодняшний день гранит, производство которого в Китае использует сырье с более, чем 2500 собственных карьеров, все равно массово закупается за рубежом, поскольку большая часть из старых выработок истощена на 90-95%. В результате складывается почти анекдотичная ситуация – гранитные плиты и слябы (в том числе для изготовления памятников) из всемирно известного абсолютно черного индийского камня Absolute Black сама Индия не продает, поскольку почти 100% этого сырья уходит в Китай. И именно из Поднебесной готовые изделия лучших иностранных брендов начинают расходиться по миру – в первую очередь плиты мощения и облицовочная плитка.

К сожалению, желание быть первыми во всем и «своеобразная» китайская специфика отношения к качеству приводит и к массовому появлению подделок. Таковые (по крайней мере, на российском рынке) делятся на 2 категории:

  • оригинальные камни среднего качества – China Black, Fangion Black и некоторые другие), предлагающиеся дилерами под маркой элитных брендов;
  • откровенно «бросовый» товар, подвергшийся специальной окраске – впоследствии выявляющейся лишь по прошествии определенного срока эксплуатации и превращающей, например, якобы черный камень в обычный темно-серый.

Положение на российском рынке

Несмотря на отчаянную борьбу за отечественного потребителя, граниты из Поднебесной в последние годы существенно потеряли свои позиции. Причина этого очевидна – падение курса рубля по отношению к юаню (в результате чего славящаяся, прежде всего, своей дешевизной, продукция «made in China» оказалась значительно дороже своих российских конкурентов). Особенно сильно потеснил позиции китайцев габбро диабаз с месторождений Кольского полуострова и Карелии.  Этот черный габбро, ни в чем не уступая импортным камням по физико-техническим показателям, с недавних пор стал еще и в 1,5 раза дешевле даже китайских аналогов – не говоря уже о европейских, индийских или африканских. Благодаря этому факту российские производители довели свою долю на внутреннем рынке с 50 до 67% — и продолжают ее наращивать.

версия для компьютеров