+7 (495) 410-70-60
НАВИГАЦИЯ

История технологий укладки брусчатых дорог

История технологий укладки брусчатых дорог

История технологий укладки брусчатых дорог

Одним из наиболее известных в мире стройматериалов, для изготовления которого природный гранит по сей день служит абсолютно безальтернативным вариантом, является обычная дорожная брусчатка. Несмотря на появление закатанных в асфальт высокоскоростных трасс, брусчатые покрытия дорог и площадей по-прежнему пользуются огромной популярностью – прежде всего из-за своей экологической чистоты, эстетической привлекательности и практически бесконечного срока службы.

Серая или черная брусчатка, обычно производящаяся в пилено-колотом или полно пиленом виде (в отличие от таких гораздо более современных изделий, как фасонная плитка из габбро-диабаза и гранита либо  модульные плиты мощения), имеет более чем 2000-летнюю историю. И именно она внесла гигантский вклад в развитие древних цивилизаций – поскольку впервые позволила создать дороги, не разрушающиеся при непогоде и позволяющие быстро перемещаться на любые расстояния и армиям, и торговым караванам вне зависимости от сезона.

Римская технология, III век до н.э.

Первые полноценные дорожные сооружения брусчатого типа были созданы римлянами – причем именно их технология и по сей день остается наиболее надежной для любых покрытий несвязного типа.

  • Во-первых, многие технологические параметры таких дорог (точная ширина на поворотах и прямых участках, размеры дренажных канав, обустройство бордюров ГП и т.д.) были закреплены законодательно в так называемых «Законах 12 таблиц».
  • Во-вторых, в основу дороги закладывались огромные плиты мощения из гранита блочного типа, называемые Statumen, щели между которыми гарантировали качественный дренаж.
  • В-третьих, в промежуточном слое подушки помимо песка («Summum dorsum») использовался очень прочный и крупный щебень («Rudus»), обязательно трамбуемый и обеспечивающий еще большую надежность и прочность будущему покрытию.
  • Наконец, в-четвертых, с помощью нивелиров, уровней и точных инженерных расчетов финишное покрытие из очень крупной брусчатки не только обладало идеальной, чуть выпуклой поверхностью, но и возвышалось над окружающими полями – что позволяло пользоваться дорогой даже в периоды сильных дождей.

 

Французская технология, XIV век

После падения Римской империи новые, хотя бы частично приближающиеся по качеству к римским брусчатые покрытия появились лишь в XIV веке. Сначала это произошло во Франции, затем в Голландии, после этого в Чехии и Баварии – и к концу XVIII века брусчатка распространилась по Европе практически повсеместно. Камень, технология производства гранита для которого получила название французской, был крупнее нынешнего, представляя собой своеобразный гранитный «кирпич» длиной в 350мм, шириной в 250 мм и толщиной в 200 мм – с допускаемыми отклонениями от стандартных размеров в 10-15%. Поверхность всех его граней была только колотой, и стоил он весьма немало.

Голландская технология, XIX век

Только в XIX столетии появилась еще более совершенная, так называемая голландская технология, при которой для укладки использовался пакеляжный брусчатый камень в виде перевернутой усеченной пирамидки (с 1806 года). Для большей устойчивости он укладывался на двухслойное основание, слои которого трамбовались тяжелыми катками (с 1828 года). Еще позднее гранит снова стал прямоугольным – пока, примерно к 1910-м годам, брусчатка не приняла современный нам вид.

Современная технология

Сегодняшние покрытия этого типа используют камень самого различного размера (в основном от 50 до 200 мм по каждой стороне). Помимо гранита, в них применяется и габбро диабаз – еще более водостойкий, меньше истирающийся и потому идеально подходящий для дорог и площадей, испытывающих серьезные поверхностные нагрузки. Укладывается брусчатка на песчано-гравийную подушку – укрепляясь по бокам бордюрами и образуя собой поверхности с десятками различных узоров выкладки.

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]