01.12.2023

История мощения дорог в мире

Необходимость в ровных, твердых и не разрушаемых дорогах возникла буквально вместе с изобретением колеса. Однако от первых, обычных утрамбованных трактов, до современных автобанов необходимо было пройти длинный путь, во многом зависящий от развития технологий добычи и обработки натурального камня.

Дороги древнего мира

Примитивное мощение дорог камнем в той или иной мере существовало во всех крупнейших цивилизациях древности – однако укладка огромных, обтесанных вручную глыб требовала фантастических трудозатрат. Тем не менее, мощеные плитами дороги строились и вождями Хеттского царства, и фараонами Египта, и властителями Ассирии (длиннейшая из них была выложена по приказу воевавшего еще с Александром Македонским персидского царя Дария I, достигая 2600 км в длину).

Немногим позже расцвел Древний Рим – и именно при нем дорожное строительство приняло колоссальные масштабы. При этом римляне не ограничивались тем, что просто выкладывали плиты мощения из гранита на подготовленные площадки. Их транспортная сеть была оборудована по всем правилам архитектурного искусства – с канавками для оттока воды по краям 6-метрового каменного полотна, столбами с указанием расстояния, расширением на поворотах, промежуточными станциями для смены лошадей и т.д. Более того – инженерами империи были созданы первые камнерезные станки (пусть и на механических приводах, но все-таки позволявшие в 20-30 раз ускорить процесс раскроя каменной породы).

Дороги средневековья

Средневековая Европа достигла уровня дорожного строительства древних империй лишь к 15-16 веку. Без развитой дорожной сети многочисленным европейским монархиям было немыслимо наладить торговлю, обеспечить перемещение огромных армейских обозов и осуществлять эффективное управление страной. На первоначальном этапе французы, немцы, испанцы и голландцы начали соединять каменными дорогами крупнейшие города (Париж и Орлеан, Берлин и Мюнхен, Мадрид и Барселону, Амстердам и Гаагу). Кроме того, всего за 100-150 лет было возведено более 2700 мостов, на проезжую и пешеходную часть которых выкладывались гранитные плиты для мощения. Прочность крупнейших из  этих сооружений была настолько высока, что вплоть до 19 века на городских мостах  даже строились дома. Далее последовали следующие изменения:

  • в 1621-м были впервые введены в действие правила дорожного движения (регламентировавшие вес карет и повозок, сторону их движения в зависимости от направления и т.д.);
  • в 1706-м был создан первый дорожный трест;
  • с 1747 года начала функционировать парижская «школа дорожного и мостового строительства»;
  • в 1797-м для мощения впервые была использована пакеляжная брусчатка (имевшая вид перевернутой усеченной пирамиды, направленной широким основанием кверху);
  • в 1806-м инженером Джоном Мак-Адамом было предложено современное двухслойное основание из гравийной и песчаной «подушек», а с 1828-го каждый ее слой начали трамбовать катками.

Современность

Двадцатый век стал эрой асфальтобетона – но каменные дороги не потеряли своей актуальности. Покрытия из брусчатки всего лишь сместились на дороги второстепенного значения, небольших размеров плитка перекочевала исключительно на пешеходную часть улиц, а плиты мощения из  габбро или других особо износостойких пород стали массово использовать в подземных переходах, на автостоянках и в прочей вспомогательной дорожной инфраструктуре.

В то же время гранит, доломит, черный габбро диабаз, лабрадорит и сиенит полностью сохранили свою функцию лучшего материала для мощения садовых и парковых дорожек в виде тонких плит или брекчии. Так же, как это было и при фараонах в садах Нефертити, и в дворике-патио виллы Цезаря, и в Версале времен Людовика XIV, и в Петергофских садах Николая II.

версия для компьютеров