23.12.2023

История брусчатки и мощения дорог в мире

Европейские города уже несколько тысяч лет мостятся натуральным камнем. Сначала это был обычный речной булыжник. Но неровности дороги делали передвижение по ней крайне некомфортным и тогда кто-то в Древнем Риме или Египте – доподлинно неизвестно, придумал скалывать края булыжника и делать его более гладким. Так появилась первая в мире каменная брусчатка.

Первые мощеные дороги в мире

Но у нее также были свои недостатки. Во-первых, булыжник – камень непрочный, долго на дорогах не служил и быстро разбивался в пыль под металлическими копытами коней и ободами колес. А, во-вторых, сам процесс изготовления колотой брусчатки был очень затратным – почти половины сырья шла в отходы, так как камень кололся не как надо, а как ему позволяла его структура. Тогда брусчатку начали изготовлять из более прочных мелкозернистых пород – гранита и габбро, которые колоть можно очень точно, строго по размерам. А чтобы упростить раскалывание, сначала в каменоломнях вырезали плоские плиты, которые сейчас называют слэбы (или слябы), а дальше их раскалывали на небольшие квадратики 15х15, 20х20 или 30х30 см. Так появилась пилено колотая брусчатка. Труд по ее изготовлению был адский и в каменоломнях в основном работали рабы или провинившиеся жители.

Брусчатка использовалась для мощения улиц, общественных площадей, территорий храмовых комплексов. Для строительства дорог это было очень накладно и долго, поэтому в большинстве стран для мощения центральных дорог использовали крупные гранитные плиты разного размера. Именно такой является знаменитая Апиева дорога в Италии, а также, старинная дорога от Нила, по которому доставлялись каменные блоки для строительства пирамид, до Гизы, где они строились. Каждая гранитная плитка была тщательно отшлифована, да еще по поверхности наносились ритуальные узоры. Шлифовали камень почти до зеркального блеска, вручную, с использованием алмазной пыли потому, что в те времена египтяне еще не знали колеса и транспортировали блоки, вес которых был от 2,5 до 30 тонн (!) на огромных санях, которые тащили сотни рабов. Хотя это дорога в длину всего несколько километров, на ее создание ушло больше 10 лет. И даже рабов на строительство отправляли только на 3 месяца, а потом им давали 3 месяца более легких работ.

Кстати, самая длинная из древних мощеных дорог была построена царем Дарием Первым через всю Ахеменидскую империю. Длина ее была больше 2600 километров. Дорога охранялась, вдоль были построены станции с конюшнями, гарнизонами охраны, продовольственными складами и гостиницами для путников. Также, каждые несколько километров стояли указатели с расстояниями до населенных пунктов.

Мощение в Европе

В Европе брусчатка для мощения улиц городов стала применяться гораздо позже – только в середине прошлого тысячелетия, а первая полностью вымощенная дорога из брусчатки в Европе была построена в Голландии, между городами Амстердам и Гарлем. Кстати, она справила огромное впечатление на Петра Первого, который по возвращению в Россию стал активно строить мощеные дороги и в России. Первая была сделана в 1722 году между Петербургом и Москвой, правда, она не была вымощена, а для строительства использовали мелкий гранитный щебень. Замостили ее гораздо позже.

Мощение в Ватикане

Практически все европейские столицы вымощены брусчаткой. Одно из самых красивых мощений – площадь Святого Петра в Ватикане – папском государстве в центре Рима. Спроектирована площадь архитектором Бернини в виде овала, ширина 240 м и длина 340 м. Гранитная брусчатка
трех цветов покрывает всю площадь, выложена она разными геометрическими узорами, а периодически встречаются вкрапления из очень редкого белого гранита. На которых вырезаны имена пап. Граница государства Ватикан также выложена такими белыми камнями по периметру площади Святого Петра – за ней уже территория Италии.

версия для компьютеров