07.11.2023

И снова о гранитной брусчатке

В последние десятилетия тренд на экологическую безопасность стройматериалов привел к возрождению популярности натуральных дорожных покрытий. В первую очередь это коснулось мощения пешеходных зон – где, спустя полвека массового закатывания всего и вся в дешевый, но вредный асфальт, на его место вновь стал возвращаться камень. Правда (опять-таки в силу погони за дешевизной) мостить тротуары и площади зачастую старались бетонной плиткой. Однако, эксплуатационная стоимость ее обслуживания уже спустя 5-7 лет приводила к расходам, превышающим аналогичные при использовании природного камня. В результате гранит, лабрадорит и габбро диабаз все же вернулись на российские тротуары и пешеходные дорожки в скверах и парках, и их  вид стал больше напоминать ландшафты зон отдыха старой Европы.

Качество работ

И все же отличия от чешских, австрийских или швейцарских брусчатых поверхностей в нашей стране остались. И, как нетрудно догадаться, связано это даже не столько с различием в качестве обработки отдельных элементов (российские нормы на перепад рельефа уступают европейским), сколько с культурой обустройства на покрытиях значительной площади инженерной инфраструктуры. При установке любого люка (особенно круглой, а не квадратной или прямоугольной формы), плиты мощения из габбро или брусчатка тротуарная вокруг него укладывается «как получится». В лучшем случае, готовая прямоугольная гранитная плитка либо режется под изгиб люка прямо на месте, либо мостятся укороченные плитки с другими размерными параметрами.

Брусчатка (Москва в лице ее жителей насмотрелась на это достаточно) и вовсе подбирается из негабаритных осколков, которые и укладываются вокруг люков, оснований фонарных столбов или «ливневок». И, как водится, все строительные работы производятся сразу на большой площади, с разложенными вокруг «горками» поддонов с плиткой, тучами гранитной пыли, шумом от работы болгарок и прочими «прелестями» для пешеходов в виде необходимости обходить место работ по лужам или грязи. В то время как даже наиболее дешевая брусчатка гранитная пиленая, цена которой ненамного превосходит бетон, в каком-нибудь Цюрихе, Праге или Вене обрабатывается под инженерные сооружения промышленным способом, и даже сами люки изготавливаются «под брусчатку» — благодаря чему их присутствие на тротуарах абсолютно незаметно.

Точность обработки элементов

Но вернемся к точности рельефа отдельных элементов покрытия (для гранитных плит вполне приемлемое, но для брусчатки – недостаточное для ее использования в качестве еще и дорожных покрытий). В Европе брусчатые покрытия улиц, не являющихся крупными автомагистралями и потому не требующие высокой пропускной способности и такой же высокой скорости езды – не редкость даже в больших городах. Яркими примерами могут служить та же Прага, Женева, Мюнхен или Амстердам – в которых старые районы вымощены натуральным камнем практически повсеместно. Практикуется это и у нас – хотя из крупных городов этим может похвастаться разве что Санкт-Петербург. Но при этом перепад рельефа и качество укладки элементов брусчатого покрытия у немцев или швейцарцев вполне позволяет перемещаться по таким поверхностям автомобилям со скоростью до 80 км/час – создавая при этом меньше шума, чем в Москве по иным асфальтовым дорогам. А, как известно, именно эта проблема является основным недостатком дорог, материалом которых служит гранитная брусчатка.

Перейми мы у европейцев не только и не столько их технологические нормы, но и ментальность в отношении к работе – и как плитка, так и брусчатка гранитная, с такими «боями» и скандалами укладываемая в Москве в пределах Садового кольца с 2011 года, могла бы быть уложена еще и на многие улицы и переулки. При этом действительно серьезно, на тысячи тонн, уменьшив количество вредных выбросов в атмосферу и приятно преобразив историческую часть столицы.

версия для компьютеров