30.01.2024

Гранитная отрасль Китая. Цены и ассортимент.

На российском гранитном рынке, в силу значительного падения курса рубля к большинству мировых валют, отечественные производители продукции из натурального камня едва ли не впервые почувствовали себя свободнее. Однако это не означает, что импортный камень полностью сдал свои позиции – и в первую очередь это касается стран, в гранитной отрасли которых разведка, добыча и производство активно поддерживается государством (в чем несомненным лидером является Китай).

Ситуация с ценами по странам-производителям

Плиты мощения из габбро, крупноразмерная гранитная плита (слэбы) и особенно черная гранитная плитка от ведущих европейских производителей, несмотря на свое очень высокое качество, к началу 2016 года упала в общих объемах продаж более, чем на 80%. Ситуация эта вполне объяснима – и связана с двукратным ростом курса евро к отечественной валюте:

  • 1 янв. 2014 г. – 43,01 руб./евро;
  • 1 янв. 2016 г. – 84,93 руб./евро.

Таким образом, испанцы, финны и итальянцы (страны №6, №5 и №2 в мировом ТОП-рейтинге производителей изделий из гранитных пород) просто «стали не по карману». Бразилия, производитель №3 из того же списка, также сильно сократила продажи – но по причине проблем в основном в собственной экономике. Индия, № 3, позиции почти не сдала – но продукция ее подорожала очень серьезно (индийская рупия за 2 последних года оказалась даже устойчивее евро). И главным конкурентом отечественного гранита и габбро остался вездесущий Китай – несмотря на рост цен  на его изделия и стройматериалы.

Как Китаю удается держать цены и расширять ассортимент

Наивно было бы предположить, что первая экономика мира (в конце 2015-го Поднебесная таки добилась своего, обогнав США) отдаст свою долю российского рынка камня одним только местным производителям – пример чего был наглядно продемонстрирован на рынке автомобильном. Но одного желания китайских компаний оказалось бы недостаточно – не приходи им на помощь государство. В Китае в 21 веке удивительным образом продолжает процветать практически социалистические отношения между властями и молодыми производителями. При открытии нового месторождения средства на постройку завода и проведение всей необходимой инфраструктуры субсидируется государством. Более того, на протяжении первых 3 лет предприятие получает налоговые льготы – что позволяет не только производить и реализовывать продукцию по максимально низким ценам, но и получать достаточную прибыль для инвестирования. Неудивительно, что при такой политике словосочетание «made in China» стало, по результатам исследований, самой распространенной фразой на планете. С учетом же ассортимента в более, чем 90 видов гранитных пород, компании Поднебесной не случайно за 20 лет заняли 25% мирового рынка камня.

Наши шансы

Да, число китайских карьеров сегодня насчитывает более 500. Да, ныне каждое второе гранитное изделие Европы произведено в Китае. Да, мелкозернистый черный гранит провинций Фундзянь, Шаньдун и Гуаньдун – особенно знаменитая марка Shanxi black (Шанкси блэк) – до сих пор является самым продаваемым гранитным брендом в мире. Но габбро диабаз месторождений Кольского полуострова, в том числе, карьера «Кирикован-1», принадлежащего компании «Гуд Стоун», как минимум не проигрывает китайскому камню в абсолютном большинстве эксплуатационных характеристик. А при 115%-ном удешевлении рубля к юаню шансы отечественного производителя занять максимальную долю российского рынка высоки как никогда – если не гнаться за сиюминутной прибылью и сохранять цены на камень практически на докризисном уровне.

версия для компьютеров