03.02.2024

Гранитная брусчатка и проблемы отечественных стандартов

В последнее десятилетие уделение внимания экологическим проблемам – пусть пока и эпизодическое – докатилось и до нашей страны. Одним из результатов этого стали пока не повсеместные, но достаточно масштабные попытки замены в городах экологически вредного асфальта на более безопасный и визуально привлекательный натуральный камень. Разумеется, подобные проекты не имели отношения к многополосным автострадам, проложенным в местах с интенсивным автомобильным движением. Однако улочки и переулки, для которых вымощенных камнем дорог более чем достаточно, выложить брусчаткой вместо асфальта было не только допустимо, но и желательно (что давно было взято на вооружение Европой – пожалуй, наиболее заботящейся об экологии областью урбанизированного мира).

Первые проблемы

Однако, перейти на «европейский стандарт» обустройства второстепенных дорог оказалось не так просто. Прежде всего, по традиционной российской привычке вскрытия старого покрытия в один день, а укладки нового – спустя неделю. Что, при уровне пробок в мегаполисах, предсказуемого привело к возмущениям жильцов и частой парализации движения на сопредельных улицах. Но и после того, как брусчатка гранитная на той или иной улочке в Москве была выложена, спустя некоторое время она оказалась… вновь закатанной в асфальт! Более того, в некоторых районах города подобное происшествие случилось даже с новыми тротуарными покрытиями – где дорогая гранитная плитка исчезла под свежим асфальтом буквально за одну ночь. Последние события даже нашли отражение в Интернете – куда выложили фото жители окрестных домов. Но кто бы не оказывался, в конечном итоге, инициатором такой борьбы с экологически чистыми покрытиями – относительно брусчатки в определенной степени нарекания были справедливы.

Особенности российских стандартов

Вопрос несоответствия отечественных стандартов на изготовление стройматериалов из натурального камня требованиям современности назрел достаточно давно. И это – одна из причин, по которым брусчатые покрытия не приживаются на московских улицах. В силу ряда очевидных причин, москвичи предпочитают достаточно дорогие автомобили, передвижение на которых (даже при небольшой скорости) подразумевает высокое качество дорожного покрытия. Но так и не изменившиеся еще с советских времен ГОСТы приводят к тому, что, например, брусчатка гранитная, купить которую можно по ценам от $30, допускает перепады рельефа в 10 мм – в, то время как европейская, и даже китайская брусчатка имеет показатели отклонений в 2-3 раза ниже. Очевидно, что такое качество камня неизбежно сказывается на геометрии покрытия, не позволяющего развивать на нем, без ущерба для авто, скорость более 20-30 км/час (в Швейцарии, Германии или Австрии езда по брусчатым дорогам безопасна и при 60 км/час).

Нарушение технологии укладки

Но даже при подборе качественного материала (к дорожной брусчатке это относится в меньшей степени, но плиты мощения, а также плитка и брусчатка тротуарная российскими заводами выпускаются в качестве достаточно приличном) работа может быть загублена элементарным несоблюдением технологий укладки.

В принципе, при формировании покрытия (в первую очередь – гравийно-песчаной основы) муниципальными рабочими может быть нарушен буквально любой пункт технологических норм. На практике чаще всего это касается:

  • отсутствия укладки геотекстильных полотен между слоями «подушки»;
  • применение обычных катков вместо вибрационных;
  • укладывание гравия и песка в дождливую погоду;
  • не обеспечение достаточных и необходимых условий для качественного дренажа;
  • несоблюдение равномерности и максимальной ширины швов между элементами;
  • неверное обустройство ливневой канализации и т.д.

 

Таким образом, несмотря на масштабную программу «переформатирования» центральной части столицы, такой материал, как брусчатка, Москва пока не принимает. И способы решения этой проблемы необходимо находить уже сегодня.

версия для компьютеров