22.01.2024

Гранит и габбро. Технологии прошлого и настоящего

В современной архитектуре и строительстве натуральному камню, прежде всего – граниту и его ближайшему «сородичу», габбро, отведена довольно внушительная роль. После окончательного утверждения понимания важности экологической чистоты, причем, не столько в документах, сколько в умах людей, только гранитные плиты для мощения и тротуарная плитка заменили на улицах городов миллионы квадратных метров асфальтовых покрытий. Общемировое производство гранита получило новый толчок, а наши жилища и города – долговечный, безвредный и, к тому же, чрезвычайно красивый природный материал. Однако, что же мешало распространению этой тенденции в прошлом? И почему плитка из габбро-диабаза и гранита массово появилась на рынке лишь в последние десятилетия?

Ответ на этот вопрос прост, и заключается в одном единственном слове – «технологии».

Добыча

В древние времена добыча камня велась исключительно ручными методами, с использованием примитивных инструментов и оборудования. На извлечение из массива крупного гранитного (а не известнякового) блока требовался труд сотен людей и месяцы работы. С изобретением динамита в 1857 году работа ускорилась в тысячи раз – но трещинноватость камня была такой, что до 80% породы уходила в отходы. Сегодня каменный блок извлекается за несколько часов, а его качество в среднем в 7-10 раз лучше, чем всего 100 лет назад.

Транспортировка

До появления грузового автотранспорта перевозка каменных глыб даже на несколько километров занимала массу времени. При этом эффективность доставки была крайне низкой,  поскольку максимальный вес, единовременно доставляемый упряжками лошадей, не мог превышать 1000 тонн. Ныне грузоподъемность всего одного товарного поезда выше в 4 раза,  скорость – в 10-12 раз. У океанского контейнеровоза эффективность выше в 400 раз – и потому доставка камня морем является наиболее дешевой.

Резка блоков

Лучшие древнеримские станки способны были давать ежегодно примерно 300 тонн такой продукции, как плиты мощения или хорошая черная брусчатка (повсеместно шедшая в империи на строительство дорог).  Первые станки на паровом приводе в 16 веке увеличили эту цифру до 4000 тонн. К XIX веку производительность повысилась до 10 000 тонн. Современный гранитный завод легко обеспечивает 100 – 140 тысяч тонн продукции в год.

Калибровка слябов и плит

Операции калибровки, шлифовки и полировки природного камня – единственные, в которых мастера прежних времен практически ничем не уступали современным. Однако отсутствие высокоскоростного оборудования и необходимость выполнять все работы вручную сказывались на эффективности – гранитная плита 3000 лет назад доводилась до идеальной геометрии и зеркального блеска в 100-200 раз медленнее, чем сегодня.

Обработка торцов и создание фасок

Аналогичные сложности испытывали инженеры прошлых веков и при финишной обработке торцов. Сложная фаска могла выполняться неделями, в то время как сегодня на нее уходят считанные минуты.

Фактурная обработка поверхности

Далеко продвинулись современные технологии и в фактурной обработке поверхности особо прочных пород. Часть технологий (если отбросить в сторону скорость и точность, погрешность перепада рельефа для которой не может быть больше 0,1 мм) была доступна и в Древней Греции. Однако термическая обработка, придающая гранитной плитке оригинальный рисунок и противоскользящий эффект, вплоть до ХХ века не использовалась. Еще позднее возникла лазерная гравировка, а также ультразвуковые и плазменные методы воздействия на камень.

Технологии 3D

Наиболее эффективной оказалась гидроабразивная технология – первая, позволившая создавать объемные объекты из гранитов полностью автоматически и чрезвычайно быстро. Таким образом, она взяла на себя функции выдающегося скульптора – что вплоть до недавнего времени было технически неосуществимо.

версия для компьютеров