+7 (495) 410-70-60
НАВИГАЦИЯ

Эволюция дорожного строительства

Эволюция дорожного строительства 16.05.2019

Эволюция дорожного строительства

Эволюция дорожного строительства

Как развивалось дорожное строительство от древних времен до наших дней? Как изменялись материалы, технологии и способы укладки? Кто изобрел современное дорожное покрытие? Датой рождения цивилизаций издавна принято считать постройку ее гражданами первых городов. Наиболее древним из ныне известных исполнилось уже по 8-9 тыс. лет – однако связывающие их дороги появились значительно позже. Несколько тысячелетий единственными путями торговых караванов, армий и путешественников были обычные пешеходные тропы. И лишь изобретение телег и колесниц вынудило инженеров сделать их передвижение более комфортным.

Дороги древнего мира

Старейшей дорогой с твердым покрытием на планете стала 12-километровая «Царская дорога» египтян, замощенная известняковыми плитами во времена Древнего Царства – сразу после постройки трёх Великих пирамид, в середине 3-го тысячелетия до н.э.

Поскольку все подобные дороги создавались для доставки камней к усыпальницам фараонов – длина их была небольшой, а технология не подвергалась изменениям вплоть до расцвета Рима. Но новой империи были нужны совсем другие – широкие, прочные и долговечные покрытия, способные соединять провинции и быстро перемещать грузы. Так в 312 году до н.э. появилась знаменитая Via Appia – до сих пор соединяющая Рим с морским побережьем. Более 2000 лет жизни ей обеспечила первая в мире каменная брусчатка, цена которой (вместе с доставкой, укладкой и созданием придорожной инфраструктуры) составляла 109000 сестерциев на каждую римскую милю – огромные по тем временам деньги. Объем каждого из огромных камней достигал порою 1,5м3, а вес – более тонны.

Построенная Аппием дорога настолько опередила свое время – что и поныне принципы укладки камня древних римлян практически не изменились. Разве что стал поменьше размер элементов, чуть сложнее «основа» и шире ассортимент используемых горных пород, в которых гранит чаще всего заменяет габбро – камень, более благородно смотрящийся и применяемый при укладке многих знаменитых площадей (например, московской Красной площади – которую ещё в 1930-х покрыла черная брусчатка колотая габбро и брусчатка пилено колотая габбро).

От халифов Багдада – до инженера Мак-Адама.

Но вернемся к истории дорог – помимо Рима существовавших и в других уголках планеты. В арабском мире они появились 1200 лет назад, уложенные по приказу багдадских халифов. Причем материалом их неожиданно стал гудрон. На американском континенте удивляли тысячекилометровые разветвленные дорожные сети инков и майя. Не просто вымощенные твердым камнем, но и включавшие органично вплетенные в систему мосты через реки и пересекавшие высокогорные перевалы (для чего в скалах вырубались огромных размеров лестницы с широченными ступенями). И это тем более удивительно – поскольку ни одна цивилизация американских индейцев так и не изобрела колесо. Испанские конкистадоры были поражены столь высоким уровнем инженерного искусства «дикарей» — поскольку в Европе подобная масштабность была превзойдена лишь в 18 веке.

Именно тогда появились полностью современные нам технологии дорожного строительства – и «пионером» их стал гениальный шотландский инженер Джон Мак Адам. За 200 лет до нынешних времен он пришел к пониманию необходимости и подготовки углубленных дорожных ниш с утрамбованным дном, и к многослойности «подушки» (в которой фракционность элементов каждого последующего слоя должна быть меньше, чем предыдущего), и к применению связывающего раствора для сыпучих смесей. Мало того – он первым понял, что для отвода воды покрытие должно иметь небольшой (односкатный или двускатный) уклон, его верхний край обязан немного возвышаться над уровнем прилегающего к дороге рельефа, а трамбовка каждого слоя должна производиться катком.

Технология шотландца настолько опередила свое время, что и поныне этот процесс подготовки и трамбовки основы дорожного полотна именуется «макадамизайией».

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]