03.11.2023

Эти удивительные граниты

Коммерческие граниты (включающие в себя целую группу близких по минералогическому составу горных пород – в том числе таких, как габбро диабаз, сиенит, лабрадор, жадеит и др.) на самом деле являются чрезвычайно необычными камнями. Прежде всего, классический гранит, производство продукции из которого обеспечивает архитекторов и строителей материалом для дорог, пешеходных зон, парковых ландшафтов и комнатных интерьеров, не встречается в солнечной системе нигде, кроме Земли. Наукой данный парадокс пока не объяснен, однако этим удивительная история гранитов не ограничивается. Вот лишь несколько малоизвестных фактов, связанных с этим камнем и его аналогами.

  1. В старину габбро и гранит нередко использовали в качестве материала для гигантских сооружений, в основном культового характера. Крупнейшими из них были так называемые дольмены (появившиеся задолго до строительства пирамид) и представлявшие собой конструкцию из трех плит в виде примитивного стола. В мифологии многих народов долгое время считалось, что дольмены строили великаны – поскольку в некоторых из них вес «столешницы» в 50-100 раз превышал массу наибольшей плиты мощения габбро или гранита, когда-либо уложенной современной строительной техникой. Каким образом древние строители поднимали на высоту в 6-8 метров вертикальные 500-тонные плиты – до сих пор остается загадкой.
  2. Достоверно известно, что элитная брусчатка может похвастаться сроком службы в 300-400 лет (доказательством чему служат многочисленные брусчатые покрытия площадей европейских столиц). Однако далеко не всем римлянам и гостям этого древнего города, каждые выходные гуляющим по знаменитой Аппиевой дороге, известен возраст камней, по которым они ходят. Дорога была построена более 2300 лет назад – и в настоящий момент является самым старым, полностью сохранившимся и полноценно эксплуатирующимся дорожным покрытием планеты.
  3. В прежние времена мощение дорог и тротуаров натуральным камнем (в роли которого выступал не булыжник, а качественно обтесанная плитка габбро или гранита) обходилось фантастически дорого. Разумеется, главными зданиями, обладавшими подобными дорожками и площадками, являлись королевские дворцы. Но мало кому известно, что ответственным за их монтаж был специальный человек, носивший должность «королевский мостовщик», по уровню влияния на короля (хотя и будучи простолюдином) равный многим знатным дворянам.
  4. Самым «каменным» городом России, без сомнения, следует назвать Санкт-Петербург. Его строительство начиналось в местности, представлявшей собой сплошные болота, а гранит, производство которого в промышленных масштабах во времена Петра еще не существовало, в окрестностях в нужном количестве не встречался. Доставить сотни тысяч тонн камня (черный гранит габбро с Кольского полуострова и Карелии и классический гранит из центральной России) помог указ царя, повелевавший каждой телеге, каждой лодке, кораблю и даже простому путнику, направлявшемуся в город, не появляться у городских ворот без каменного груза. Действие указа было отменено лишь Екатериной, по прошествии 61 года с момента вступления его в силу.
  5. Самым грандиозным обманом, связанным с гранитом, была статья в серьезном минералогическом журнале, вышедшая в 1991г. в США и утверждавшая (со ссылкой на мнение двух авторитетнейших специалистов каменного рынка), что натуральный гранит невероятно опасен, поскольку испускает смертельный для человека газ радон. Обман же заключался в следующем:
  • на деле ученые (на которых ссылались авторы) ничего подобного не утверждали;
  • объем испускаемого породой радона на практике в 170 000 раз меньше обнародованного;
  • статья была заказана компанией DU PONT (крупнейшим в мире производителем изделий из искусственного камня).

версия для компьютеров