01.02.2024

Что дали миру тротуарная плитка и брусчатка

Развитие торговли, рост населения и возникновение больших городов еще в последнем тысячелетии до нашей эры поставили перед властителями государств вопрос о строительстве настоящих дорог. Ранее использовавшиеся обычные тропы просто не годились – поскольку раскисали в период дождей, были слишком узкими и легко разрушались. И если в песках Египта, Аккада или Персии актуальность этого была не столь высока, то перед величайшей империей в истории, Древним Римом, с гористыми местностями Италии, проблема встала в полный рост. Выход был найден – гранитные плиты, частично использовавшиеся египтянами при постройке пирамид, были уменьшены римскими инженерами до 1 кубометра, сделаны тоньше и вместо постройки вертикальных конструкций превратились в плиты мощения для первых имперских дорог.

Первая гранитная брусчатка

Впрочем, камни знаменитой Аппиевой дороги правильнее было бы назвать брусчаткой, а не плиткой – поскольку форма их приближалась к кубической, метод укладки очень напоминал современный именно для брусчатых дорог, а обочины этого тракта, помимо обязательных дренажных рвов, кое-где украшал специально уложенный бордюрный камень.

Эта дорога была первой, но не последней – дорожная сеть римлян за 700 с лишним лет протянулась едва ли не на пол-Евразии и почти достигла Китая. Но с падением Империи гранитная плитка и гранитные плиты облицовочные (римляне первыми научились приспосабливать их для облицовки набережных Тибра и других рек, а также домов богатых патрициев) исчезли из архитектурного облика городов почти на 1000 лет. Следующими заново возродили практику «одевания» дорог и площадей в камень французы, а почти сразу за ними немцы и голландцы.

Первая гранитная плитка

Именно последние стали изобретателями пусть не брусчатки, но плитки – причем привел их к этому не инженерный гений, а тривиальная недостача в стране камня. Принцу Оранскому (правившему в те времена) речной булыжник был не по душе, а изготовление брусчатки получалось невыгодным. В результате на свет родился указ, повелевавший делать брусчатку… тонкой! С толщиной, просто урезанной по отношению к высоте в 4-5 раз. Интересно, что фактически жители страны тюльпанов случайно изобрели такой вид стройматериалов, как гранитная плитка тротуарная – и именно они, спустя еще 300 лет, открыли технологию получения такой же плитки, но уже из бетона.

Манера изготовления и материал настолько прижились во всей Европе, что плитка довольно быстро стала производиться в самых разных формах и размерах. И уже в сравнительно недавние времена, с тротуаров ее не смог вытеснить даже асфальт.

Достоинства тротуарной плитки

Для массового изготовления брусчатки и особенно тротуарной плитки использовались самые разные разновидности гранитов – от традиционных светло-серых до красноватых, коричневатых, желтых и даже черных (примером которых можно назвать знаменитый габбро диабаз, или черный гранит). При этом покрытия из этих минералов обладали:

  • прочностью и твердостью (у гранитов она колеблется около 7 единиц по шкале Мооса);
  • долговечностью (за счет малой истираемости и водонепроницаемости);
  • экологичностью (камень не выделял вредных испарений в жаркую погоду);
  • удобством (технология укладки предусматривала наличие надежной дренажной системы);
  • красотой – благодаря наличию огромного числа самых различных разновидностей гранита (как по текстуре, так и по цветовым гаммам).

Так брусчатка и тротуарная плитка кардинально изменили транспортную структуру государств, а затем и облик городов.

версия для компьютеров