22.03.2024

Брусчатые островки безопасности

Ежегодно на российских дорогах получают серьезные травмы более 35 тысяч человек – цифра, сопоставимая с потерями большинства локальных военных конфликтов. Причем около половины из пострадавших – пешеходы. В то же время в Европе соотношение совершенно другое – пешеходы там страдают куда меньше. Да и общий процент смертельных исходов (в расчете на каждые 100 тыс. населения) в 6-7 раз уступает российскому показателю, несмотря на большее количество автомобилей. Причин такому разительному несоответствию много, и одна из них – забота муниципальных властей о грамотном оборудовании дорог. В том числе – путем массового и обязательного внедрения островков безопасности (ОБ).

Конструкция и основные требования

Конструктивно эти участки могут иметь множество индивидуальных особенностей – но обеспечение безопасности и создание комфортности переходящему дорогу человеку в них занимает ведущее место. Форма островков чаще всего обтекаемая, и представляет собой овал, занимающий примерно 1/5 часть ширины трассы на ее середине (например, с соотношением 4х2х4 м). Для более узких дорог ширина ОБ, разумеется, будет меньшей – но уже, чем 1,2-1,5 метра их делать не рекомендуется. Единого ГОСТа, целиком описывающего этот вид дорожных конструкций, в РФ не существует, но в целом стремление приблизиться к европейским стандартам выливается в соблюдение следующих правил (для малых островков):

  • ОБ формируется с учетом низкой срединной зоны и двух широких крайних – с наличием в последних по одному прочному столбику;
  • высота, как правило, гранитного бордюра для центральной части составляет около 3 см, а для крайних поднимается над покрытием на 10-15 см – способствуя при наезде автомобильных колес гранитный бордюр отбрасыванию авто обратно на трассу;
  • в качестве материала используется бучардированный гранит для мощения (в Швейцарии это даже строго оговорено специализированным стандартом TED NORM). А именно – брусчатка бучардированная или гранитная плита 
    для мощения крайних зон, плита бучардированная для центрального участка, и бордюрный камень из аналогично обработанного натурального камня вокруг;
  • укладка камня осуществляется рядами, расположенными перпендикулярно направлению движения, за исключением ближнего к бордюрному камню – его расположение продольно;
  • цветовая гамма островка должна быть идентичной гамме дорожного покрытия.

Для крупных ОБ, в случаях уложенных брусчатых дорожных покрытий, материалом островков по-прежнему остается аналогичный натуральный камень. И лишь на широкорядных асфальтированных шоссе покрытие островков безопасности тоже выполняется из литого асфальта.

Как это сделано в Швейцарии

Так в чем же все-таки отличия – при сходных конструкциях островков – у нас и у них?

В первую очередь – в отношении к пешеходу. У нас его положение – унизительное. Иначе говоря, на дороге он «вторичен», особенно если она не оборудована светофором. Кроме того, на швейцарских дорогах не только раз в 10 больше островков безопасности. Они еще и оборудованы обязательной контурной подсветкой «зебры», что ярко выделяет ее на дороге так, что не сосредоточить на ней внимание просто невозможно. Более того – даже в гранитной брусчатке присутствуют аккуратно смонтированные в ней сферы из отражающего свет стекла.

Таким образом, нам еще есть чему поучиться – и, не стесняясь перенимать опыт, использовать его на практике для создания безопасных улиц, комфортных как для водителей, так и для пешеходов.

версия для компьютеров