+7 (495) 410-70-60
НАВИГАЦИЯ

Брусчатка старой Праги

Брусчатка старой Праги 07.06.2019

Брусчатка старой Праги

Каменная брусчатка одной из красивейших европейских столиц – древней Праги – попадается в этом городе повсюду. Шершавый камень – голубоватый доломит, зеленоватый оливиновый габбро, черный габбро диабаз, бело-серый и розоватый гранит – устилает большее количество улиц и площадей, чем в любом другом крупном мегаполисе старой Европы. И старожилы утверждают, что различных рисунков и орнаментов здесь более 120.

История

Все на свете имеет свою историю – есть она и у пражской брусчатки. И даже первая, сохранившаяся и поныне улица (в которой преобладает брусчатка габбро), вымощенная в далеком 14 веке, по сей день носит название «Брусчатная» (по-чешски — Dlazdena).

В те времена этот город входил в вассальное по отношению к Франции королевство Богемия – и ее король, Жан Люксембургский, в 1329-м посетил будущую столицу чехов с визитом. К дворцу, в котором он остановился, вела грязная грунтовая дорога, усыпанная мусором. И монарх, неравнодушный к архитектурным новшествам, приказал замостить ее камнем. Так и начался путь пражской гранитной брусчатки – поначалу начавшей устилать мостовые, ведущие к наиболее богатым домам. Обычный, а также черный гранит пришелся по душе богемским дворянам – и вслед за земляными трактами стали моститься дворы и площади. Однако, производство каменных кубиков вручную стоило баснословно дорого и не справлялось с быстро растущими потребностями. По этой причине к строениям победнее стали прокладывать даже деревянную брусчатку, а на дорогах роль ее взяли на себя обычные гранитные булыжники и галька. Тем не менее, и они позволили избавиться от ужасающей грязи, а заодно и сделать куда комфортнее перемещение скота, телег с товарами и пешеходов.

Шли столетия – и распространение гранитных мощений стало настолько повсеместным, что перед каменщиками была поставлена задача сделать покрытие более однообразным. Фактически, это вылилось в появление первых стандартов, которыми накладывались требования однообразия размерных параметров. С тех пор булыжники для мостовых в одном городе разрешалось применять только единого вида, размера и цвета – получившие в народе название «кошачья голова». А поскольку мощение распространилось по всей, тогда уже Австрийской империи, брусчатку и стали называть по городским названиям – «венская», «львовская» или «пражская».

Разработка стандартов

Так продолжалось вплоть до 1931 года – и, в тот момент уже в Чехословакии, был наконец-то разработан полностью единый государственный стандарт. Согласно этому документу, брусчатка должна была соответствовать следующим требованиям:

  • высота каменного слоя обязана была находиться между 200 и 300 мм;
  • прочие параметры строго не оговаривались, но накладывался запрет на использование чересчур узких, длинных и плоских камней – а также треснутых или обветренных;
  • брусчатка не должна была впитывать воду, быть морозостойкой и иметь пирамидальную форму.

Очевидно, что для последних требований мог быть использован только гранит или его аналоги – например диабаз (черный гранит).

XXI век

К сожалению, конец 20 века повлиял на брусчатые улицы негативно – они сплошь заливались куда менее качественным и экологически «грязным» асфальтом. Спохватились городские власти лишь около 15 лет назад – и приняли решение воссоздать облик старой Праги. Невозможно даже передать, как сложно было найти настоящих мастеров (ведь древнее ремесло укладки передавалось по наследству и на время оказалось утерянным). Полностью воссоздать старые технологии не удалось – но новая Прага окупила это разнообразием расцветок, орнаментов и форм каменных улиц. Которые не плавятся в жару и вновь несказанно радуют глаз пражан и гостей столицы.

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]