16.12.2023

Бортовые камни и их разновидности

Бортовой камень – неотъемлемый элемент уличной архитектуры любого города мира. По способу монтажа и некоторым особенностям геометрии его разделяют на два типа – бордюр и поребрик. Абсолютное большинство обывателей искренне считают эти понятия идентичными, хотя на деле это не совсем так. В ландшафтном дизайне в роли бортовых камней могут использоваться самые различные стройматериалы – однако, за исключением отдельных декоративных вариантов, бетон и натуральный камень находятся здесь вне конкуренции.

Бордюры и поребрики – сходства и отличия

Классические бордюры и поребрики – две формы бортового камня, различия между которыми подробно перечислены в ГОСТах. При этом одна из их модификаций, ныне маркируемая как бордюр ГП 1 с размерами 1000х300х150мм, является самой распространенной еще со времен СССР.  С точки зрения способа монтажа,

  • поребрик – является бортовым камнем, укладываемым без «утопления» в грунт нижней его части, но с выступающей над обеими разделяемыми им зонами верхней частью;
  • бордюр – так же разделяя две или более зон (преимущественно – проезжую часть и тротуар) – представляет собой аналог подступенка на лестницах, частично углубляясь в подготовленное для него земляное «корыто», но с верхней частью, идущей вровень с плиткой габбро или гранита на тротуаре.

Интересным является тот факт, что название бортового камня в разных городах и странах СНГ сильно разнится в зависимости от региона. Для жителей Петербурга или Донецка любой тип бортового камня – всегда «поребрик». Для москвичей и одесситов – «бордюр». А для киевлян – и вовсе «бровка».

Материалы для бортового камня

Возвращаясь к материалам, идущим на изготовление этого архитектурного элемента, следует отметить соблюдение следующих правил:

  • если покрытие пешеходной зоны выполнено из натурального камня (плиты мощения из гранита либо сходных с ним пород – например, габбро диабаза или лабрадорита), то для бордюров и поребриков также используется аналогичная горная порода;
  • для тротуара, выложенного бетонной плиткой, бортовой камень, как правило, тоже подбирается бетонным.

Гармонично сочетаться обязана и цветовая гамма (поскольку серая или черная брусчатка неестественно смотрится в обрамлении бордюров из цветного камня).

Эксплуатационные характеристики

Очевидно, что физико-технические параметры бетона и природного камня сильно отличаются. Наглядно их можно отобразить в виде следующей таблицы:

Сравнительная таблица характеристик бетонов и гранита.

ПрессованныйЛитой Гранит
бетонбетон(габбро)
ГеометрияГрубоватая, со сколами и трещинамиЧеткая, правильной формыИдеальная
ПрочностьНизкая, множество пустотСредняяВысокая
Поверхностьотсутствие эстетичностиПриятная на вид (за счет двухслойной конструкции)максимально привлекательная визуально
Срок службы2-5 лет4-8 летболее 50 лет

С точки зрения геометрии, бортовые камни могут принимать как ровную прямоугольную, так и изогнутую форму, а также снабжаться фасками различной конфигурации.
Особенности применения

Бордюры выполняют в основном роль элемента зонирования:

  • между дорогой и тротуаром;
  • между несколькими уровнями террас на склонах и т.д.

При этом высота бордюров обычно колеблется между 30 и 40 см (с примерно третьей частью, утопленной в грунт).

Функция поребриков больше разделяющая:

  • газоны и садовые дорожки;
  • пешеходные участки и клумбы на них;
  • тротуары и велодорожки и т.д.

Поребрики выше, но уже, чем бордюры, на крупных трассах иногда достигая полуметра высоты.

Несколько интересных фактов

  1. Первые бордюры были растительными (обозначая границы участков в полях).
  2. Ранее слово «поребрик» означало особую форму архитектурного орнамента.
  3. Слово «бордюр» пришло в Россию из Франции.
  4. В ландшафтном дизайне поребрики и бордюры могут выполняться даже из скрепленной клеевым составом гальки, стекла или керамзитовой крошки.

версия для компьютеров