24.11.2023

Все об иранском рынке гранита. Перспективы развития.

Большинство потребителей на просьбу перечислить крупнейших игроков на мировом гранитном рынке обычно называют Китай, Индию, Италию, Испанию, Турцию и Бразилию (иначе говоря – государства, чьи гранитные плиты для мощения, облицовочная плитка, столешницы и прочая продукция более или менее широко представлена в России). Более искушенные добавляют к ним скандинавские страны – однако, практически никто при этом не вспоминает Иран. А между тем, по объемам экспорта натурального камня это государство занимает 4-е место в мире (хотя львиная доля поставляемой продукции и приходится на поделочные породы – прежде всего ониксы). Тем не менее, граниты в стране также активно добывались на протяжении многих десятилетий, но уходили исключительно на азиатские рынки.

История изоляции Ирана

Такое, абсолютно несвойственное для крупного мирового производителя, распределение экспорта берет начало со времен геополитического непризнания этой исламской страной любых международных правил торговли (регулируемых организацией под названием GATT). Лишь в 1994 году ее нормы на правительственном уровне были признаны – и первая волна иранского камня с более, чем 4900 камнеобрабатывающих заводов хлынула на китайские, японские и, частично, европейские рынки. Доля Ирана в мировой торговле строительными и поделочными породами стремительно достигла отметки почти в 10%, и еще более крупному росту мешали лишь санкции, не позволяющие закупать главный экспортный продукт (блоки, слябы и нарезаемые из них плиты мощения из гранита)  крупнейшему потребительскому рынку на планете – США.

Ситуация после снятия санкций

Однако в январе 2016 года санкции были сняты – и уже спустя несколько месяцев, за счет поступлений на американский континент иранской каменной продукции, Иран вышел на показатель в 14% и вошел в ТОП-5 мировых экспортеров. Несмотря на крайне незначительное присутствие в ассортименте изделий и стройматериалов из наиболее твердых пород (таких как плиты мощения габбро, плитка из лабрадора, гранита и т.д.), продукция из мягких (туфы, песчаники, травертины и пр.) полностью компенсировала этот пробел. В результате, на сегодняшний день богатый Иран – на пару с Пакистаном по-прежнему остающийся крупнейшим экспортером оникса – стал конкурировать:

  • с Китаем – в поставках на рынки Саудовской Аравии и Эмиратов декоративной плитки;
  • с Индией – в насыщении рынка ритуальных принадлежностей (за исключением мемориальных плит, материалом для которых служит черный гранит, в Иране не встречающийся);
  • с Италией, Испанией и Бразилией – в экспорте блоков и слябов высокорентабельного камня с ярко выраженной визуальной привлекательностью.

Недостаток продукции из классических гранитов в Иране полностью покрывается за счет травертина – камня не столь прочного и водостойкого, но в интерьерах (а также экстерьерах – в странах, не знающих холодных зим и обильных дождей) использующегося  в роли и каминных облицовок, и столешниц, и подоконников, и плитки.

Перспективы дальнейшего роста

Прежде всего, они связаны с постепенным заходом в Иран иностранных инвесторов из стран с давними традициями и инновационными технологиями в отрасли камнеобработки. Кроме того, в ближайшем будущем никто не исключает долгожданного вступления государства в ВТО. Наконец, наличие средств (быстро получаемых от вышедших на докризисные показатели объемов продаваемой нефти) позволяют Ирану заняться активной геологоразведкой, что почти наверняка приведет к открытию и дальнейшей эксплуатации новых месторождений. В 1980-х годах по этому пути уже прошла Финляндия, за 10 лет увеличившая число работающих карьеров вдвое. И вероятность того, что Иран не станет «изобретать велосипед» и пойдет по такому же пути, очень высока.

версия для компьютеров