брусчатка пиленая
15.01.2024

Как создаются идеальные дороги из брусчатки

Брусчатые покрытия – великолепная замена асфальту везде, где не существует острой необходимости обеспечения высокоскоростного движения. К сожалению, первая половина поговорки о дорогах по-прежнему является бедой России – и вроде бы простейшая технология укладки нарушается сплошь и рядом. Между тем, отечественное производство гранита технологически почти не уступает европейскому (в частности, мурманский гранитный завод компании «Гуд Стоун» оснащен исключительно самой современной финской техникой для изготовления черной брусчатки габбро).

А как же выглядит идеальная дорога из брусчатки? И как в Германии или Швейцарии добиваются подобного совершенства?

Подбор камня

Прежде всего, дорога в этих странах начинается с подбора камня. Строители здесь не оригинальны – и классические кубики 10х10х10 см признаются оптимальными для дорожного полотна так же, как и в России. Правда, европейцы предпочитают цветной, а не серый или черный гранит – и если в Москве даже Красную площадь покрывает темный  габбро диабаз, то в Мюнхене предпочитаю бело-серую, в Амстердаме – бело-синюю, а в Женеве – розовато-серую гамму (причем швейцарцы утверждают, что подобный выбор цвета связан исключительно с настроением).

Что касается поверхностной обработки элементов – то ни пиленой, ни, тем более, колотой брусчатки на хороших, активно эксплуатирующихся и практически идеальных дорогах не увидишь. Более того – способ подбора камня для разных участков покрытия тоже разный.

  1. Для основной части дороги применяется только бучарда, обеспечивающая надлежащее сцепление с шинами автомобилей и велосипедов.
  2. Узкая полоска камней между полотном и тротуаром, ведущая к ливневым решеткам, напротив, гладкая (что сделано специально для быстрого стока воды и недопущения заполнения даже неглубокого рельефа грязью).
  3. Очень мелкая гранитная крошка (а не привычный сухой песок), засыпаемая в швы – абсолютно одинакова по сечению фракций.
  4. Плиты мощения из гранита на тротуарах – строго под цвет дорожного покрытия. Так  же, как и отмостка островков безопасности.

Процесс укладки

Примерно так же отличается и процесс укладки, основными принципами которого являются:

  • вычисляемая с точностью до сотых долей килограмма насыпная плотность каждого кубического метра слоя подсыпки;
  • использование для трамбовки слоев вибромашин и катков определенной массы, совершающих строго определенное количество проходов;
  • проверка лазерным уровнем строгой горизонтальности поверхности и угла наклона дуги (от центра к краям) ровно на 2°;
  • проверка дренажных свойств «подушки», часть материалов которой полностью пропускают воду, а часть – насыщаются ею для дальнейшего постепенного вывода;
  • контроль над абсолютно одинаковой шириной швов с точностью до 0,5 мм, а также взаимным местоположением элементов относительно друг друга в зависимости от выбранного рисунка укладки.

Скопление луж на таких брусчатых покрытиях невозможно – особенно с учетом того, что бордюры ГП в Германии и Швейцарии обычно не применяются (поскольку оно неудобно для пешеходов, мам с колясками, пенсионеров и людей с ограниченной двигательной активностью).

При этом «уполовиненной» по высоте и точно подогнанной по форме отрезной брусчаткой мостятся даже канализационные люки (с целью сохранения вида визуально целостного покрытия без каких-либо посторонних элементов).

Отношение к работе

  1. Укладкой брусчатки занимаются бригады, члены которых являются дипломированными специалистами в этой области строительства.
  2. Производительность труда таких команд примерно в 4 раза превышает среднюю по России (прежде всего – благодаря использованию современной техники).
  3. Технологии укладки совершенствуются так быстро, что новые покрытия ВСЕГДА оказываются лучше старых – даже если по времени их разделяет всего несколько месяцев.

версия для компьютеров