23.11.2023

История мощения дорог в России. Современное состояние.

Географические особенности, малая плотность населения и использование в качестве главных путей перевозки товаров на длинные расстояния не дорог, а рек, обусловили иное развитие дорожного строительства на Руси. Тем не менее, дороги здесь начали обустраивать еще в 11 веке, хотя плиты мощения из гранита, как в Древнем Риме, в виду отсутствия целесообразности и крупных месторождений камня не использовали.

Дороги Древней Руси

Первым достоверным свидетельством о внимании к дорожному строительству являются берестяные грамоты, сообщающие о новгородских походах Владимира Святославовича в 1013-1016 годах. Перед выступлением с дружиной в поход князь приказывал посылать вперед отряды мастеровых, целью которых было «протеребить путь и мосты навести». Торговые пути 11-13 веков были не столь многочисленны, но имели огромную протяженность:

  • от Киева до Кракова и Праги;
  • в южные земли Германской империи;
  • несколько позднее – «железный путь» к нижнему течению Дона;
  • «соляной путь» в сторону Крыма;
  • обустроенный во времена монголо-татар широкий тракт между Москвой и Новгородом через Тверь и Владимир;
  • Ногайский и Муравский пути к столице Золотой Орды, Сараю.

От Петра I до Дюка де Ришелье

Вплоть до начала правления Петра гранитные плиты для мощения применялись только в интерьерах храмов, а единственным местом с каменным покрытием за пределами церковных стен был кремлевский Патриарший двор. Причем в 1663 году за это выполнившему единолично работу каменных дел мастеру Ермолину Михаилу было пожаловано царем 4 золотых рубля.

Настоящую активность в дорожном строительстве и замене деревянных мостовых на каменные изгранита и  габбро проявил Петр I. При возведении Петербурга царь изначально задумал со временем покрыть булыжником абсолютно все его дороги – для чего по личному его указу камень к будущей столице свозили со всей страны. Более того, в 1718 году был издан Указ, согласно которому каждый житель был обязан засыпать территорию перед фасадом песком и «замостить гладко камнем» — причем с последующей поддержкой такого покрытия в надлежащем состоянии. Даже после смерти царя Петербург продолжал моститься камнем, а в 19 веке первым городом, пошедшим по его стопам, стала Одесса, основанная Дюком де Ришелье. И по сей день в обоих этих городах сохранились небольшие участки той, первой гранитной брусчатки, которая была уложена на песчано-гравийную подушку в год их основания.

Петроград и Москва начала 20 века

По-настоящему массовая замена древесины на камень начало проводиться в обеих столицах только при Временном правительстве, а потом при большевиках. Но если во вновь переименованном городе на Неве, Ленинграде, в гранит были «одеты» почти все улицы и набережные уже в середине 1920-х, то в Москве знаменитая Красная площадь получила нынешнюю брусчатку только в 1930-м. Причем использовался для этого габбро диабаз – порода с гораздо меньшим коэффициентом истираемости, что было необходимо из-за традиции проведения военных парадов. Еще позднее стали превращаться в каменные и московские тротуары (впрочем, ненадолго – поскольку в моду вошел быстрый в укладке асфальт).

Современное состояние

Ныне же как раз Москва стала городом, в котором плиты мощения габбро и гранитная плитка стали основным материалом для многочисленных площадей, тротуаров и пешеходных зон.

Программа «Наша улица», задуманная и активно осуществляющаяся муниципальными властями столицы с 2012 года и предусматривающая переобустройство более 1,5 миллионов квадратных метров покрытий с асфальтовых на гранитные к 2020-му, не имеет аналогов в мире. Москвичей она поможет избавить от сотен тысяч тонн ежегодно испаряющихся из битумных смесей канцерогенных веществ, а туристов – удивить кардинально обновленным (в т.ч. и с помощью натурального камня) обликом города.

версия для компьютеров