+7 (495) 508-49-10
НАВИГАЦИЯ

История гранитной брусчатки

История гранитной брусчатки 11.02.2019

История гранитной брусчатки

История гранитной брусчатки

Читая объявления вроде «гранитная брусчатка от производителя», любой наш современник вряд ли задумывается о том, что подобные предложения существовали ещё в Древней Ассирии, Хеттском царстве, государствах майя и загадочном балканском прото-государстве на территории нынешней Боснии – активно применявших плотно подогнанные колотые гранитные камни для строительства дорог.

Вопрос о том, какие технологии колки использовали древние, скорее всего останется без ответа – но вряд ли они были сложнее тех, которые позволили выстроить из гранитных блоков целые пирамиды на Африканском, Американском и Евразийском континентах.

Первая брусчатка

Именно неподалёку от боснийской столицы Сараево была обнаружена древнейшая на сегодняшний день дорога из гранитной брусчатки – ведущая к двум пирамидам, посвященным Солнцу и Луне. Почти того же возраста (более 4500 лет) ещё одна 4-х метровая каменная «тропка», проложенная неизвестными мастерами Древнего Египта к усыпальнице фараона Сахура (более того – по бокам последней был некогда установлен ещё и бордюрный камень из того же материала). И лишь позднее – и действительно массово – брусчатку как дорожное покрытие стали применять лучшие строители и инженеры древности римляне. Откуда, спустя сотни и тысячи лет, искусство изготавливать и использовать колотый камень переняли будущие цивилизации Европы

В свою очередь, на противоположном конце планеты, целые сети дорог из брусчатки проложили инки. Настолько великолепных по качеству и протяженности – что поразили просвещенных испанцев, а позднее португальцев, не представлявших, откуда у дикарей могли появиться подобные технологии и свято веривших в приложившего к ним руку самого Дьявола.

Тем не менее, в самой Европе брусчатка распространилась не благодаря этим двум странам-мореплавательницам, а голландцам – кстати, первыми начавшими создавать тротуары по обочинам проезжих частей. В Амстердаме и поныне существует та, первая тротуарная плитка, цена на камень которой в те времена – смешно сказать – равнялась стоимости обеда мастерам, её обустраивавшим.

История брусчатки в России

Популярен твёрдый, как скала, и долговечный камень был и на Руси – особенно в северных регионах (где, по количеству гранита, использованного при строительстве набережных, памятников, дорог и зданий Санкт-Петербург со времени своего основания не имел себе равных среди всех городов мира). Однако, дорожным покрытием он стал далеко не сразу – поскольку первые мостовые в Российской империи, вплоть до 19 века, изготовлялись из «чего Бог на душу положит» (от древесины в Поволжье до чугуна в Кронштадте). Окончательно гранит отвоевал своё место на дорогах лишь к 1930-м, уже в СССР – но прожил на основных городских артериях недолго, уступив место асфальту. И всё же исторически значимые районы городов сохранили гранитное основание – чего стоит только московская Красная площадь! Интересно, что первоначальное брусчатое покрытие её составлял габбро-диабаз. А поставлявшая этот знаменитый чёрный гранит Карелия и поныне служит его единственным месторождением на территории РФ – деля славу лучших по качеству диабазов Земли со вторым крупнейшим мировым месторождением этого вулканического материала, расположенного в Австралии.

Единственное, о чём приходится жалеть так это о том, что экологически чистая и любимая теми же москвичами проложенная на Пресне или Баррикадной гранитная плитка, Москва
(в лице её архитектурных и дорожных властей) не особенно любит. И медленно, но уверенно заменяет на асфальт.

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]