+7 (495) 508-49-10
НАВИГАЦИЯ

История эволюции мостовых

История эволюции мостовых 11.01.2019

История эволюции мостовых

Неотъемлемой чертой развития любой крупной державы на протяжении всей истории человечества были хорошие дороги. Без них невозможно было наладить качественное перемещение войск и доставку товаров, и чем прочнее было их покрытие – тем легче и быстрее это перемещение происходило. Разумеется, апогеем инженерного искусства стали дороги, вымощенные камнем – и впервые они появились ещё в древнем мире (впоследствии превратившись в предмет заботы не только каждого монарха, но и самих жителей, занимавшихся если не их строительством, то благоустройством). Как мостили дороги в разных странах – читайте далее.

Древние цивилизации

Несмотря на развитость ремесел и торговли, ни шумеры, ни ассирийцы, ни вавилоняне вымощенные камнем дороги построить так и не удосужились. Родоначальниками же в этом стали египтяне – и плиты мощения
из твердого белого известняка устлали первую на планете 805-метровую «Царскую дорогу», понадобившуюся для доставки блоков черного базальта и габбро от каменоломни до озера, по которому камень отправлялся на строительство пирамид фараонов 4-й династии Древнего Царства. Произошло это примерно в 3000 г. до н.э., и лишь спустя 1500 лет очень короткие (как правило, не более 300-400 м) дороги, вымощенные уже гранитом, стали укладываться строителями крито-минойской цивилизации. По-настоящему же длинная, 12-километровая (уже на первом участке между Римом и Капуей), вымощенная громадными плоскими камнями дорога в 312 г. до н.э. была создана цензором Римской империи Аппием Клавдием Цеком. И именно это брусчатое покрытие, сохранившееся и поныне, можно считать древнейшей полноценной мощеной дорогой – с местом для своеобразных тротуаров, мерными гранитными столбами и канавками для стока воды по краям. Общая же протяженность римской дорожной сети каменных дорог была столь огромна, что ни одному государству на планете не удавалось достичь столь грандиозного размаха вплоть до начала 20 столетия.

Средневековая Европа

В Европе строительство мощеных дорог (да и то лишь из булыжника) находилось в зачаточном состоянии на протяжении 12 веков после Рима. И только в 1186 году, по приказу французского монарха Филиппа Августа, первая каменная брусчатка из гранита (пусть пока и без единых стандартных размеров) освободила от ужасной грязи земляные тракты в центре Парижа. При этом же короле (впервые начавшем носить титул правителя именно французов, а не франков) появилась и профессия мостового укладчика, спустя еще 200 лет приведшая к образованию общин каменотесов. А к царствованию «короля-солнце» Людовика XIV брусчатка приобрела и первые стандартизированные размеры – 250х250х250 мм. при массе каждого камня около 30 кг.

Вторым европейским городом после Парижа с вымощенными брусчаткой улицами и площадями стала и поныне известная ими на весь мир Прага. В ней колотая брусчатка (а несколько позднее и брусчатка пилено колотая) впервые появилась в 1331-м, и лишь спустя 300 лет такие же покрытия стали возникать в Дании, Голландии, а затем и по всей старой Европе.

Российская империя

Несколько позже приобщилась к каменному мощению улиц и Россия – благодаря, прежде всего, знаменитому указу Петра I о запрете въезда в Москву путников (на телеге ли, в карете – без разницы) без нескольких гранитных камней, количество которых зависело от грузоподъемности транспортного средства. Впрочем, указ не уточнял форму камня – и потому собственно брусчатка гранитная пришла к россиянам аж в 1928 году, уже при СССР – причем не в Москве, а в Петербурге, поначалу на небольшом участке Невского проспекта (между Фонтанкой и Адмиралтейством). А в самой столице плоский камень «не приживался» невероятно долго. Да и во многих других городах деревянные торцевые шашки просуществовали вплоть до 1940-1950 годов, лишь после войны окончательно сменившись на асфальт или натуральный камень.

К списку новостей

Заказ обратного звонка

[contact-form-7 id="505" title="Обратный звонок"]